Французская школа: нет домашних заданий, с учителем на “ты”, а вши — норма жизни

08.10.2018 Выкл.
Французская школа: нет домашних заданий, с учителем на “ты”, а вши — норма жизни

“Если бы меня спросили, какое самое главное преимущество во французской школе, я бы сказала — отсутствие стресса и какого бы то ни было напряжения”, — рассказывает Лариса Кисель. Три года назад она с семьей из Минска переехала во Францию (Марсель), а ее старшая дочка Настя пошла учиться в местную школу. О жизни во Франции Лариса подробно рассказывает на своей странице в Фейсбук, а с нами она разговаривала о системе французского школьного образования.

Начну с того, что наша история — это только наша история. В разных школах Франции организация учебного процесса может быть разной. И если я очень довольна школой, то многие родители так же не довольны ею.

Но знаю одно: изменить ситуацию всегда можно. Дети закрепляются за школами по месту жительства, поэтому если бы нас что-то не устроило, мы бы просто переехали жить в тот район, где школа бы нас устраивала.

Выходной в среду, никаких домашних заданий, перемены — на улице

Французский учебный год длится с 1 сентября по 7 июля. Мне это нравится. Во-первых, за время каникул ребенок не успевает забывать все, что учили в школе. А во-вторых, учебный процесс организован так, что дети совершенно не переутомляются.

Обычно, уже в середине июня написаны все контрольные и последние недели у детей в школе — сплошные развлечения, праздники и интересные мероприятия.

А в течение учебного года дети отдыхают больше, чем белорусские школьники. Каникулы у младших школьников здесь не 3, а 4 раза, а учебная неделя состоит из четырех дней: в среду, субботу и воскресенье — выходные.

Что дает нам пауза в середине недели? Передышку. Дети в этот день отсыпаются, ходят на кружки, занимаются любимыми делами. Я тоже беру выходной, чтобы побыть с ними. Кроме того, в этот день есть возможность подлечить легкие сопли и не усугубить их перегрузкой.

В школе ученики проводят почти весь день: с 8.30 до 16.30. Уроки длятся не 45 минут, а час-час двадцать. Но переутомления нет: дети успевают отдохнуть на переменах, каждая из которых длится не меньше 20 минут. Кроме того, в середине дня есть двухчасовой перерыв на обед: с 11.30 до 13.30.

Во время перемен никто не сидит за партой или в телефоне: абсолютно все перемены дети проводят в школьном дворе за активными играми. Даже в дождь дети выходят на улицу: большие навесы не дают промокнуть, а грифельные доски на всю стену не дают маяться от безделья.

Никакого четкого расписания и оранжевая карточка помощи

Учебный процесс во французской школе происходит через полное погружение. Например, здесь нет учебников по литературе: дети просто читают книги целиком, а в классе их обсуждают и иллюстрируют (это обязательная часть). В новом Законе об образовании значится, что первоклассники в этом году должны прочесть 10 книг за год, и дальше — по нарастающей. Но какие книги читать, выбирает учитель. В прошлом году учитель дочки — поклонник Гарри Поттера — делал акцент именно на Поттериане.

Задачи по математике — максимально приближены к жизни и всегда вынуждают детей задавать дополнительные вопросы и расширять свое представление о мире. Очень много задач про деньги: эта тема не табуирована, ведь правильно распоряжаться деньгами — весьма полезный навык для детей.

Вот пример одной из задач для третьего класса:

Ресторатор в течение недели продал 106 обедов по 24 евро. Себестоимость одного обеда — 16 евро. Вычисли: 1. Выручку за неделю. 2. Себестоимость всех проданных обедов. 3. Прибыль ресторатора.

Заниматься одним предметом дети могут весь день. Строгого расписания в младшей школе нет, дети не всегда знают, какие уроки их ждут сегодня. Учитель тоже не всегда знает: ориентируется по тому, как дети усваивают материал. Поэтому работают столько, сколько нужно для достижения результата.

Французская школа работает на энергии учеников. Постоянно идет парная работа: сильные объясняют тему слабому. И помощь от учителя приходит только после того, как были испробованы все другие варианты. Так, у каждого ребенка есть оранжевая карточка помощи.

Подняв ее, ученик обозначает, что нуждается в помощи учителя. Самое «вкусное» на оборотной стороне: я уже перечитал задание 2 раза; я уже использовал любую другую помощь (имеется ввиду правила учебника, подсказки на полях); я уже попросил помощь у двух друзей.

Школа будто этим говорит: “Помощь есть. Она надежная и солнечная. Но я в тебя верю. И вполне может быть, что ты справишься сам”.

Контрольные — для учителя

Зато дома дети отдыхают: домашних заданий почти не задают. Большинство родителей даже не представляет, как выглядят учебники: они — как и многие канцтовары и тетради — находятся в школе, хранятся в партах учеников.

Тем не менее, контрольные проводят довольно часто — после каждой темы. Но контрольные здесь нужны для того, чтобы учитель понял, насколько усвоен материал классом.

Ни одному школьнику здесь в голову не придет пытаться прыгать выше своей головы, догадываться или списывать, чтобы любой ценой получить более высокую оценку.

Учитель сам просит детей делать только то, в чем они уверены, с чем они действительно могут справится. И в результате — получает реальную картину уровня знаний класса. Исходя из нее действует дальше. Иногда к нам в родительский чат приходили такие сообщения: “Не волнуйтесь, но к следующей теме пока не переходим: 30% учеников материал не усвоили”.

Оценок нет, но есть внимание к прогрессу

Оценок в белорусском понимании в начальной школе Франции нет. Но раз в три месяца родителям присылают документ, где можно увидеть, как ребенок усвоил те или иные компетенции.

Обратите внимание — не предмет в целом, а его составные части. И это правильно. Ведь в “отлично” по языку может сидеть блестящее знание орфографии, но полное неумение писать сочинения. А во Франции родитель видит, что, например, ребенком хорошо усвоено чтение и письмо, а интерпретации письменного текста надо уделить больше внимания.

И еще один момент: нет оценочного давления в виде “отлично”, “удовлетворительно”, “хорошо”. Здесь другие критерии: “усвоено с опережением”, “усвоено”, “усвоено частично”, “не усвоено”. Кажется, такая мелочь — просто другая формулировка. Но насколько сильно она разгружает детей и родителей.

Кроме этого, родитель получает письменную характеристику ребенка. Строится она на эволюции ребенка. Вот какую характеристику получила я в конце прошлого года:

Настя невероятно эволюционировала. Она получила хорошие результаты, несмотря на то, что сомневается в себе. Она могла бы больше себе доверять.

А еще у ребенка есть возможность повысить успеваемость в одном предмете за счет другого. Это называется “бонус”. Например, у ребенка есть два бонуса за блестяще выполненное задание по литературе. Их он может использовать в математике, повысив себе балл за проверочную работу. Это стимулирует детей заниматься теми предметами, которые получаются хорошо, и знать, что за счет одного можно компенсировать недостатки в других областях.

Но если у ребенка не получается справиться с программой, никто не переживает. Остаться на второй год здесь — не позор. И не такая уж редкость. Если ребенок не усвоил предметы, он спокойно остается и учит их еще раз. Распространена также такая система: ребенка переводят в следующий класс, но некоторые уроки он посещает в классе ниже.

С учителем — на “ты”, а с директором — игры во дворе

В государственной школе, в которую ходит моя дочь, директор каждое утро встречает учеников у ворот школы. В джинсах ,кроссовках и обычном свитере — с неизменной улыбкой на устах. Он помнит всех по именам, подбадривает, утешает, более того идет с ребенком к учителю, если видит, что ребенок сильно волнуется по поводу предстоящей контрольной.

На переменах он тоже на улице с детьми. И может запросто поиграть с ними в догонялки и прятки.

Взаимоотношения с учителем здесь строятся на доверии. Дети называют учителя на «ты». Часто даже обращаются не по имени, а просто “учительница”.

Как объясняет директор школы, это осознанный шаг, чтобы между учителем и ребенком не было пропасти, чтобы малыш воспринимал педагога как близкого человека.

 

источник www.vospitaj.com